Льготник в маршрутке: теория и практика

Автор: Анастасия МАТЮХИНА09 Мар. 2019 10:43
Льготник в маршрутке: теория и практика
фото иллюстрационное

Согласно украинскому законодательству такие категории населения, как пенсионеры, инвалиды, ветераны, дети-сироты и дети из многодетных семей, а также некоторые другие имеют право на льготный проезд в пригородных автобусах.

Право-то имеют, но оно не все-гда гарантирует бесплатную, а главное, спокойную поездку. Всё из-за некоторых водителей, которые требуют доплаты, иначе просто отказываются ехать. Такими историями делятся в соцсетях пассажиры. Люди пишут о том, что водитель отказывается везти даже при наличии посадочного талона, требуя оплаты полной стоимости. Некоторые мотивируют свое решение тем, что они уже энное количество лет вообще не возят льготников бесплатно. И начинаются скандалы, крики, ругань.

В итоге пассажиры просто смиряются с ситуацией и доплачивают лишнее, лишь бы всё-таки доехать до места назначения. Некоторые грозят вызвать полицию, но не на всех водителей это действует. Статьей 133-1 Кодекса Украины об админправонарушениях в случае безосновательного отказа от оговоренной законом льготной перевозки граждан предусмотрен штраф в размере восьми необлагаемых налогом минимумов. Напомним, что сумма этой налоговой социальной льготы составляет «несчастные» 17 гривен. Потому водителям и перевозчикам грозит «страшное» наказание в 136 гривен.

Сами же перевозчики не имеют права устанавливать свои квоты на проезд льготников. И любой отказ от перевозки льготных категорий граждан является незаконным. Причем независимо от того, выделена ли для этого компенсация из местного бюджета или нет. А именно на местные бюджеты с 2016 года возложена эта задача. В каждой ОТО свой механизм компенсации: где-то выделяют определенное количество проездных талонов некоторым категориям (например, тем, кому нужно каждый день ездить на лечение) делают индивидуальные проездные. Община заключает договор с перевозчиками и определяет вариант возмещения льготных перевозок. Так, в Белозерской ОТО выделяют жителям на проезд четыре билета в месяц.

Как рассказала глава поселкового совета Антонина Чередник, посёлок сотрудничает с двумя фирмами-перевозчиками. Случаев отказа везти пассажиров у них не было, перевозчики, наоборот, пошли навстречу – взяли на себя все затраты и возят участников АТО бесплатно даже без льготных билетов, независимо от того, куда те едут и сколько раз. В 2019 году на возмещение затрат на льготные перевозки в местном бюджете предусмотрено 200 тысяч гривен.

В Любимовской объединенной территориальной общине делают один проездной талон для всех льготных категорий. По такому билету для жителей Любимовки доступен бесплатный проезд каждый день с девяти утра до часу дня. А в Каирах льготные поездки доступны в любые дни, кроме выходных. Потом согласно ведомостям автостанции проводят расчеты, какую сумму ОТО должна компенсировать перевозчикам.

Всего за 2018 год объединенные территориальные общины Херсонской области возместили 13,7 миллиона гривен за льготные перевозки своих граждан. В общем-то, не всегда проблема только в «облико морали» водителей. Бывает, что и ОТО не возмещают расходы, обычно по причине того, что в госбюджете не предусматриваются средства на компенсации. Но речь идет о ситуации, когда есть талоны, есть проездные, а с пассажира настойчиво требуют доплаты.

Что же делать людям и куда жаловаться на водительский беспредел? Как нам сообщили в областном управлении транспорта, все вопросы люди должны решать на местах – в первую очередь уточнять в своем сельсовете, были ли компенсированы средства, а там уже смотреть по ситуации. Ну а что дальше? К слову, об управлении транспорта: не так давно, 25 января, в Херсонской ОГА провели заседание, где собирались создать совместно с полицией и «Укртрансбезопасно-стью» рабочую группу по проверке не только скандальной станции «Югъ», но и автостанций по всей области. Но, как и всегда, группа не собралась, и идея массовых проверок канула в Лету. А на областных автостанциях пассажиры продолжают сталкиваться с отказами в льготном проезде, и никто эту проблему даже и не пытается решать.


Что об этом говорят херсонцы:

Мы прочитали комментарии жителей Херсонщины в соцсетях. Как оказалось, большин-ство людей хотя бы раз сталкивались с ситуацией, когда водители пригородных автобусов категорически отказывались везти без доплаты, даже при наличии льготных билетов.

Татьяна Григоренко: «Взяли в кассе пригородной автостанции посадочный билет, а водитель отказывается везти пассажира, требует доплаты до полной стоимости. Водитель отказ мотивирует тем, что они уже 2 года льготников бесплатно не возят, хотя в кассе льготные билеты продаются. Деньги водитель требует и с пенсионеров, и с инвалидов, и с сирот. Сказал: «Сегодня я провезу тебя бесплатно, а завтра и остальные льготники начнут требовать, чтобы и их вёз». Как только начали вызывать полицию, он сел за руль, и мы поехали. Это понятно, вопрос надо решать глобально. Это же не единичный случай!»

Ольга Горобец: «Водитель выгонял дочку из маршрутки, благо за неё заплатили. А так ребёнок в шоке, и меня рядом не было. А ещё как было при мне: водитель требовал оплатить сверх купленного по пенсионному билета, кричал, что не поедет, пока не оплатят. Так люди сидящие начали возмущаться, что хотят быстрее домой, плати или выходи... НАШИ ЛЮДИ!!!»

Инна Перегудова«Какое отношение имеет водитель к льготам, если билеты продает не он и деньги идут в кассу? Обращаться в управление, к сожалению, это дохлый вариант. Они дают «для разборок» телефон перевозчика. Вуаля

Татьяна Савченко: «При наличии удостоверения водитель обязан вас везти, если в классе выдали билет на этот рейс. Отказываются – идите к вышестоящим органам».

Елена Разницина«Есть документы, подтверждающие наши льготы, и всё. Никогда не было проблем с водителями».

Татьяна Всяких: «Всегда так было. Перестала с 2014 года пользоваться льготами. Потому что моё здоровье и психика мне дороже, чем деньги».

Ирина Руткивская«Вызывать полицию надо и составлять протокол на таких водителей».

Александр Кулаев«Надо в таком случае вызывать полицию и портить всем нервы. По-другому в этой стране не получается!»

Татьяна Руссо: «С водителем спорить бесполезно, была та же проблема, надо обращаться в управление транспорта. В автобусе должен быть документ о льготных перевозках, а у них его нет. Надо сразу вызывать полицию и снимать на телефон».

Тэги:

Насиллю - ні: у Херсоні обговорили відкриття Кризового центру

Танцовщицы Таврийска стали лауреатами фестиваля восточных танцев

На укріплення узбережжя Каховського водосховища планують виділити 2 млн грн