Херсонские маршрутки, точнее, техническое состояние большинства из них, горожане уже давно считают то ли головной болью, то ли своеобразным антибрендом областного центра. С 1 мая в Украине изменились некоторые правила прохождения техосмотра. Коснутся они в том числе и общественного транспорта.

О новом, современном и удобном общественном автотранспорте приходится только мечтать – на его приобретение ни у города, ни у перевозчиков нет достаточных средств. Поэтому «маємо те, що маємо». Однако это совсем не значит, что отлетающие на ходу колеса и вываливающиеся из дверей пассажиры – норма для маршруток. Не говоря уж о тормозных колодках, издающих звуки, похожие на стон умирающих динозавров. Конечно, все до единого владельцы фирм-перевозчиков уверяют, что их машины регулярно проходят технический осмотр (ТО). И оснований не верить этим словам у нас нет, даже если где-то в глубине грызет червячок сомнения…

Согласно постановлению Кабмина № 137 о Порядке проведения обязательного техконтроля и техсостояния транспортных средств, обязательному техконтролю подлежат легковые автомобили, используемые в коммерческих целях, со сроком эксплуатации более двух лет – каждые два года. Грузовые автомобили независимо от формы собственности грузоподъемностью до 3,5 тонны и прицепы к ним со сроком эксплуатации более двух лет – каждые два года, а с большей грузоподъемностью и такси независимо от срока эксплуатации – ежегодно. Автобусы и специализированные транспортные средства, перевозящие опасные грузы, независимо от срока эксплуатации – дважды в год. Да, подтвердили в беседе с газетой «Гривна» руководители двух херсонских фирм-перевозчиков, машины проходят техосмотр каждые полгода.

А с 1 мая в Украине изменились некоторые правила прохождения ТО. Речь идет о том, что теперь информация об этом будет храниться в виде не только бумажного документа, но и радиометки. По данным пресс-службы главного сервисного центра МВД Украины, с 1 мая бумажный бланк протокола будут выдавать в комплекте с самоклеящейся меткой радиочастотной идентификации. Владелец транспортного средства обязан закрепить эту метку в правой верхней части ветрового стекла, с его внутренней стороны. Отмечается, что такое нововведение уменьшит риск фальсификации протоколов ОТК и облегчит работу контролирующим органам.

Мнения же херсонских перевозчиков не так однозначны. Один из них (не пожелавший, по понятным причинам, чтобы его имя называли) считает, что это нововведение – просто еще один повод вытянуть деньги из кармана предпринимателей. Мол, ответственные люди и без того проходят техосмотр вовремя, а удовольствие это сейчас стоит 1200 гривен с машины. Во сколько оценят радиометки, пока не известно. Но главное, дескать, даже не в этом, а в наличии результатов: должны быть честными и процедура техосмотра, и обучение самого водителя соответствующей категории – «чтобы не купил права на автобус, а прошел все этапы подготовки».

Очень часто жители Херсона жалуются на техническое состояние маршруток № 17. К примеру, на днях херсонка Анна Стужук выложила в соцсети снимки, сделанные в салоне одной из «семнадцаток» - сквозь дыру в прогнившем днище пассажирам видны колеса и дорога. Неужели эта маршрутка прошла техосмотр и пригодна для перевозки людей?!

С другой стороны, специалист второй фирмы-перевозчика считает, что наличие радиометки в самом деле упростит контроль за состоянием транспорта и простимулирует водителей к своевременному прохождению ТО. Информацию с этой метки патрульные смогут при проверке машины считывать специальным лучом – как с карточки на кассе в супермаркетах. Данные сразу высветятся в общей базе. А то ведь сейчас далеко не все водители коммерческого или общественного транспорта возят с собой документ о прохождении техосмотра, потому что по закону этого не требуется, и зачастую эти бумаги хранятся в офисе компании, а не в «бардачке» машины.

Маршрутчики предполагают, что радиометки будут выдавать в сервисных центрах МВД, ведь бланки прохождения ТО выдают там же. Но не напрямую водителям, а организациям, которые аккредитованы на проведение техконтроля.

Согласно тому же постановлению № 137, есть право свободного выбора исполнителя проведения ТО, независимо от места регистрации транспортного средства. Главное, чтобы у этой организации были соответствующие материально-техническая база и персонал, необходимое оборудование и аттестат об аккредитации, подтверждающий компетентность испытательной лаборатории. Центры МВД вносят данные о таком исполнителе в реестр – с указанием категории и назначения транспортных средств, адреса места проведения ТО. Но тут-то, сетуют херсонские перевозчики, собака и зарыта. На официальном сайте регионального сервисного центра МВД в Херсонской области указана лишь одна организация с испытательной лабораторией: ООО ОМЕГА АВТО, расположенная на улице Адмирала Макарова.

В примечаниях говорится, что именно там могут пройти ТО в том числе такси, школьные автобусы, автобусы для перевозки инвалидов и оборудованные как средства скорой и неотложной медицинской помощи. И еще перечень транспорта: для обучения вождению; крупногабаритный и тяжеловесный; предназначенный для перевозки опасных грузов и скоропортящихся пищевых продуктов… Словом, практически монополист. Кстати, и ведет себя соответственно: судя по телефонному разговору с представителем компании, среди клиентов у них и местные, и николаевские перевозчики, но вся информация – только если вы уже готовы проходить техосмотр…

Постановление Кабмина № 137 о Порядке проведения обязательного техконтроля и техсостояния транспортных средств вступило в действие 1 мая. Поможет ли оно убрать с дорог Херсона «хлам» на колесах, именуемый общественным транспортом?

Впрочем, автоперевозчики говорят, что в Херсоне есть еще одна организация, которая проводит техосмотр, – на Бериславском шоссе. Обе эти фирмы – филиалы иногородних компаний из Днепра и Одессы. Как и подобные фирмы, расположенные в Каховке и Новой Каховке. Эти 4 организации – всё, на что могут рассчитывать водители всей нашей области при прохождении ТО. А еще в прошлом году таких было 12. Резкое уменьшение их количества произошло из-за изменений в законодательстве: до 2016 года лицензию на проведение техосмотра выдавали на уровне области, теперь – это прерогатива Нацагентства аккредитации Украины, в ведении которого находятся лаборатории страны всех направлений. В итоге вместо примерно 700 организаций, аккредитованных для проведения ТО, в Украине осталось около 80. И если на Херсонщине их есть хотя бы 4, то в Кировоградской области – вообще ни одной!

А, по словам собеседников «Гривны», обязательному техосмотру с разной периодичностью подлежит где-то 30% автопарка страны. Так что разные сложности с его прохождением есть, и поэтому постановление № 137 пытались придержать с целью доработать: причем как на уровне профильных министров, так и посредством коллективного письма наших херсонских перевозчиков.

Как бы там ни было, оно на текущий момент действует. Включая и последние изменения, внесенные 23.01.2019, – о той самой «самоклеящейся метке радиочастотной идентификации о прохождении обязательного технического контроля транспортным средством». Правда, неизвестно, когда это очередное новшество воплотится в жизнь в херсонских реалиях. Но как только вы, уважаемые читатели, на лобовом стекле маршрутки увидите новенькую наклейку, знайте: этот автобус уже прошел техосмотр по новым правилам. И пригоден к перевозке пассажиров, что бы там вам ни говорили ваши глаза и уши…

Фото вверху - Дмитрия КУЛАКОВА

Тэги:

В Херсоне столкнулись две легковушки

Школы Херсонщины оснащают и «углубляют»

Зачем номер мобильного при оплате коммунальных платежей?

Днями у Херсонській ОДА з`явиться новий очільник?