Херсон – город моряков. Уделим этой тематике немного внимания лишь для того, чтобы проинформировать. Ведь недаром говорят, что тот, кто владеет информацией – владеет миром!

Начнем с того, что по оценкам специалистов, украинская трехступенчатая система подготовки моряков сегодня признана одной из лучших в мире. Каждый раз приезд первых лиц страны в Херсонскую Государственную Морскую Академию лишь подтверждает – обучение и обеспечение занятости специалистов морских профессий по-прежнему остается вопросом государственной важности.

Не секрет, что рынку трудоустройства нужны качественные специалисты. И если с учебной частью многие ВУЗы справляются, в силу высокой конкуренции, то вот с практикой зачастую бывают проблемы: далеко не все тренажерные центры выполняют необходимые требования.

Сейчас в Украине их насчитывается более 50, а соответствующее оборудование, прежде всего, современные тренажеры, имеют, оказывается, не больше 20-ти из них. Остальные - так называемые псевдоцентры, у которых нет ни нормального помещения, ни оборудования, вместо программы обучения - самообучение, но сертификаты они выдают.

Что с этим делать, должен в первую очередь, конечно же, понимать сам моряк, который платит деньги за такое «качество» подготовки…

А мы, в свою очередь, расскажем о том тренажерном центре, который отрабатывает каждый свой сертификат на 100%. Об этом рассказывают реальные люди, специалисты своего дела, поэтому предлагаем ознакомиться с серией интервью на эту тематику…

Мы в гостях в Херсонском морском специализированном тренажерном центре при Херсонской Государственной Морской Академии.

Беседуем о качестве подготовки моряков с инструктором центра, матросом Евгением Микитась.

- Я будущий судоводитель. Сейчас моя должность – матрос, - рассказывает Евгений. - Хожу в рейсы от компании Vships, работаю матросом в Eagle Bulk, это сейчас крупнейшая в мире балкерная компания. В тренажерный центр пришел с улицы. Я нигде не видел рекламы, просто знал, что при Академии есть тренажерный центр, который выдает сертификаты курсантам. Придя с рейса, в центре рассказал, что заканчиваю в этом году Академию, получаю учебный диплом, хотел бы получить штурманский сертификат. Записали меня на курсы, а позже я поинтересовался, возможно ли поработать инструктором. Прошёл довольно-таки длительную стажировку, и сейчас, кроме того, что я являюсь студентом Академии, также я являюсь инструктором тренажёрного центра. Веду такие дисциплины: Advanced Fire Fighting (борьба с пожарами по расширенной программе), БЖС, Conteiner election course (работа с системой креплений для контейнеров на контейнеровозах), веду практические занятия по Confined space entry нрс - это новый курс, который был мной доработан (курс учит людей входить в закрытое помещение). Ну и ассистирую по ряду курсов.

- Давайте по направлениям «пробежимся».

- Например - борьба с пожарами по расширенной программе. Это курс, который позволяет будущим офицерам-морякам гарантировать и обеспечивать безопасность экипажа, безопасность судна согласно последним требованиям и согласно требованиям компании. Мы стараемся в нашу программу кроме требований IMO включать все правила компаний, которые носят частный характер. На суднах есть разное оборудование. В зависимости от того, что горит, нужно знать, чем это тушить. Например, если обыкновенного человека пустить на судно, на котором загорится электропроводка, и он включит пожарный шланг и начнет это тушить, то всем известно, чем это закончится... Вот здесь как раз этому курсантов и обучают: какой тип пожара и как с ним бороться, как входить в помещение, в котором уже что-то горит. Всему этому здесь обучаются.

- В тренажерном центре есть вся техническая часть?

- На сегодняшний день по оснащению здесь есть всё, можно даже сейчас посмотреть, как курсанты тушат настоящий пожар. Настоящими, заправленными, опломбированными огнетушителями. Каждый на практике проходит эти ситуации, с которыми можно столкнуться в реальной жизни в будущей работе. Всё максимально приближено к действительности. Всё запоминается на уровне мышечной памяти. Кроме того, что есть теоретическая часть и практическая часть, всё идёт с поправкой на безопасность использования пожарного оборудования.

- По другим направлениям?

- Conteiner election course - этот курс учит курсантов и студентов работе с системой креплений для контейнеров на контейнеровозах. Учим безопасной работе с креплениями контейнеров, как крепятся, какими типами крепятся, как это сделать безопасно. Техническая часть также обеспечена…

Я веду еще практические занятия на Marine Station с Евгением Анатольевичем. Мы два действующих моряка, Евгений Анатольевич, как действующий боцман с большим опытом, я - как матрос, поэтому курсанты здесь имеют полную реальность швартовки с натяжением, они учатся накладывать стопора, учатся разносить концы, подготавливать концы. Курсанты из этого курса уходят полностью подготовленными. Чем интересны эти операции - они всепогодные. Курсанты учатся по-настоящему бросать выброску, на дальность, на точность.

В принципе можно сказать, что это единственный курс на 100% приближенный к тому, что в действительности происходит на судне.

Дальше - Confined space entry. Это вход в закрытое помещение, в любое замкнутое пространство. Это очень широкий курс, он не только подходит для моряков, а даже и для рабочих специальностей. Сейчас мировая статистика говорит о том, что довольно много несчастных случаев, летальных случаев, происходит именно в закрытых пространствах. Мало того, что курс теоретически очень информативен, он и практически будет очень информативным. Всё практическое оборудование - новые триподы, новые лебёдки, новые драгеры, новые датчики воздуха.

Есть полигон, два контейнера, где можно «отыграть» 6 основных сценариев: работа, вход и спасения в ограниченных помещениях.

Были случаи - человек спустился, что-то случилось, за ними идёт человек, и с ним тоже что-то случается, и было три трупа на пароходе. Особенно этим грешат балкеристы, которые возят грузы, которые поглощают кислород, входят в трюма, не следят за этим.

Даже скажем так, при перевозке металлолома, как бы ни парадоксально это звучало, но оказывается, металлолом поглощает кислород, человек зашёл и потерял сознание. Есть ещё безобидный, на первый взгляд, груз - пшеница. Но на самом деле - горит и это раз, неаккуратно встал - и тут же можно потерять точку равновесия. Мы тоже этому на курсе учим. По поводу металлолома далеко ходить не нужно, металлолом тоже горит, балкер в Александрии загорелся. А пшеница чем еще опасна, что ее фумигируют на дальних переходах, это все легкие газы. В результате незнания, как себя вести с таким грузом, самое безопасное - это потеря сознания и травма. Хотя, как показывает практика, в 50% всех случаев - это летальный исход. Остальные 50% - это люди, которые пытаются спасти своих коллег. Потому мы учим всему этому и берём опыт самых передовых компаний.

- А были случаи в вашей рабочей практике, что некоторые просто покупают документы, потому что считают, что они все умеют. Насколько это оправданно, к примеру, уже для морских волков, людей с большим стажем?

- Это дорога в никуда. Это закон жизни, потому что нельзя выехать на знаниях, которые были даны 30 лет назад. Когда ко мне приходят курсанты, я им говорю - прежде всего, это ваша собственная жизнь и моя, я хочу домой вернуться живым. И из этого мы все конечно исходим.

Некоторые считают, что у них есть опыт, может быть это не то чтобы оправданно, но можно где-то на это закрыть глаза. Но для тех людей, которые впервые идут на флот, то это действительно дорога в никуда. Потому как, в первую очередь, это опасно ему самому. В реальности, конечно, некоторые «грешат» - покупают. Мой недавний пример – человек пришел к нам и говорит: «Вы знаете, я получил все сертификаты, но я ничего не приобрёл», - и он пришёл сам сюда учиться.

Вот сейчас есть моряк, он заходит с курсантами на курс Advanced Fire Fighting. Он купил сертификаты, заплатил за них и пошел к нам, заплатил ещё раз, то есть у него два набора документов. И вот здесь, у нас, всё то же самое уже проходит.

На прошлой неделе он проходил БЖС. Сейчас он проходит пожары, причем это действующий второй помощник… А если бы знали, как на судне быстро видно, кто покупает документы. Сразу, на второй день уже все понятно. Опытный специалист понимает, что каждое правило в нашей работе оно практически написано кровью…

Добавлю еще важный такой момент - у нас, как правило, на курсах присутствует кто-то из действующих моряков. Поэтому курсанты, кроме того, что получают теоретические знания, мы в процессе тренировок рассказываем, как правильно себя вести на тревогах. К примеру, нельзя на тревогах выходить с закатанными рукавами, без перчаток, без шлемов. Чтобы у них всё это выработалось на мышечном уровне. Поэтому все наши уроки далее переносятся в реальную работу – и это самое важное…