Купим маршрутки у Президента?

Автор: Ольга ЛЯШОК02 Мар. 2018 11:53

В Украине дело дошло и до автобусных перевозок: 7 февраля Кабмин утвердил реформу этой сферы обслуживания

Среди нововведений – обязательное обновление автопарка, транспорт для перевозки лиц с инвалидностью, упрощённая процедура подачи документов. Также, согласно реформе, ужесточаются требования к комфорту и к безопасности пассажиров. Министр инфраструктуры Владимир Омелян рассчитывает, что в течение 1–1,5 года бизнес перейдёт на совершенно новый сервис.

Осталось дождаться, так что ли? А тем временем ситуацию с маршрутками в Херсоне горожане описывают как «сил больше нет терпеть скотское отношение». Так, херсонка Анна Комдинова прислала в редакцию «Гривны» письмо о том, как в маршрутке № 12 пыталась рассчитаться купюрой в 200 гривен: «Меньше у меня была только 1 гривня, и водитель вряд ли бы согласился меня подвезти. При этом я была предельно вежлива, не реагировала на его “и где я вам сдачу найду” (это мои проблемы, что ли?). Деньги я дала при входе – за две остановки до выхода. Одну остановку мы промчались, и я сразу попросила водителя дать сдачу ДО следующей, потому как я буду выходить. Но только когда остановился, всучил мне сдачу – пару десяток, пару пятёрок, а остальные – двойки и единички. Я начала пересчитывать – как известно, это нужно делать, не отходя от кассы, а водитель закрыл двери и поехал. На моё возражение открыл дверь и дал выбор: или пересчитывать деньги на остановке, когда он уедет, или оставаться в маршрутке, но ехать дальше: у него же, мол, график! В общем, до места назначения я так и не добралась, а 4 гривни за “обслуживание” оставила, планы свои оставила, нервы оставила...». И таких историй о «культуре обслуживания», увы, не единицы. В частности, о маршрутках № 47: водители «летают» без всякой заботы о сохранности пассажиров и нередко хамят.

Ещё одна проблема – из другого письма читательницы «Гривны» – Галины Васильевны Озерных: «Прочла о новом конкурсе на маршруты №№ 25, 28, 34, а где же маршрут № 43 Остров – Антоновка, который островчанам обещают с 2015 года? Фирма “Иксора” самовольно изменила этот маршрут. В горисполком, в отдел по транспорту, жители Острова отправили письмо 27.12.2017 года о восстановлении маршрута, но ответа нет до сих пор».

Следует признать, что в по-следнее время ситуация медленно, в отдельно взятых случаях, но меняется к лучшему. Тот же № 38: пришёл другой перевозчик – и ждать уже нужно не 40–60 минут, а 15–20, и даже после 17:00 ездят. Значит, можно?! Вероятно, дамоклов меч навис над ЧП «Союзавто»: херсонцы, которые пришли на сессию горсовета 23 февраля, возмущались его работой на маршруте № 33-К до Зеленовки. Мол, где же 4 автобуса с графиком в 10–30 минут ожидания и вечерний транспорт?

Мэр Миколаенко отреагировал поручением начальнику гортранс-управления Марине Виркун: «Разрывайте договоры с перевозчиком и заводите нового!». Но новые перевозчики, увы, на дороге не валяются – да Херсону завалящих и не надо. Хватает тех, которые периодически угрожают горожанам забастовками. Стоит только вспомнить слова руководителя предприятия «Корнет-Стиль» Станислава Зублевского в адрес мэрии: повышайте тариф до 6 гривен, иначе «будут выпускать на маршрут столько автобусов, на сколько хватит средств». А прежнее повышение стоимости проезда с 3 до 4 гривен, как и предыдущее, не оправдало себя: съедено повышением цены топлива, запчастей и т. д., и т. п.

Как рассказала начальник гор-трансуправления Марина Виркун, с 21 февраля рабочая группа обследует пассажиропоток в маршрутках для снятия напряженности в городе, которая возникла во время поднятия тарифа на перевозки. Эти данные используют потом при оптимизации схемы маршруточной сети. После её утверждения планируют поставить перевозчикам новые условия, в том числе по состоянию подвижного состава. Сейчас, по словам Виркун, актируют нарушения, и если в месяц есть 3 подтверждённых факта нарушений, с перевозчиком разорвут договор. Пока только десять херсонцев начали такое тайное обследование, пройдя инструктаж, но всех желающих приобщиться приглашают регистрироваться по ссылке: https://goo.gl/forms/gN9qDLIp482G6UOL2. Руководители фирм-перевозчиков предупреждены об обследовании, но не знают, когда и какие маршруты будут изучаться, не говоря уж об именах и лицах «тайных пассажиров». Деятельность группы происходит на общественных началах, ведь одной из ключевых проблем было недоверие общины города к расчётам пассажиро-потока от маршрутчиков.

По результатам работы группы планируют сформировать схему организации дорожного движения с указанием остановок общест-венного транспорта и светофоров, разработать рекомендации для тарифов с экономическим обоснованием и предложения по оптимизации сети маршрутов. Ну и, конечно, проверить соответ-ствие водителей и транспортных средств требованиям законодательства. Всё это ради основной цели – улучшения качества пассажирских перевозок в обществен-ном транспорте, перезагрузки системы в целом, как говорит Марина Виркун.

Поэтому весьма актуальным остаётся вопрос приобретения нового транспорта для коммунального предприятия. Напомним, в 2017 году горсовет Херсона принял решение купить в лизинг (то есть в долгосрочную аренду) 60 автобусов и 20 троллейбусов для внутригородских перевозок КП «Херсонэлектротранс» и КП «Херсонкоммунтранссервис». Позже количество автобусов уменьшилось до 55. А потом, учитывая, что их цена выросла почти в 1,5 раза, запланированных в бюджете 20 миллионов гривен стало хватать только на 35 автобусов. Теперь же в гортрансуправлении говорят о планах купить 30 автобусов большой вместимости и 10 троллейбусов. Руководитель «Херсонэлектротранса» Егор Устинов сообщил, что три госбанка готовы финансировать покупку троллейбусов в лизинг под 16–22%. По его словам, получены предложения от трёх отечественных производителей: «Богдан» (запрашивает за 1 троллейбус 5,25 миллиона гривен. Напомним, корпорация «Богдан» входит в финансово-промышленную группу «Укрпроминвест», которую связывают непосредственно с Президентом Петром Порошенко), «Литан» (5,3 миллиона) и «Элек-трон» (около 6 миллионов). Покупку троллейбусов иностранного производства государственные банки коммунальным предприятиям не финансируют. И 23 февраля на сессии горсовета Херсона депутаты одобрили покупку коммунального транспорта в лизинг.

Ольга ЛЯШОК

Херсон, перекрёсток улиц 295-й Стрелковой дивизии и Небесной сотни. Такой «облом» с самого утра. Кто ж тебя на линию выпустил, дружище?! Кстати, с утра на маршруты Херсона вышли 382 автобуса,а к 12:00 из них 46 сошли из-за технических неисправностей.