Новые правила субсидии отсекут полтора миллиона семей

Автор: Алёна ГРЕБЕНЮК08 Май 2018 11:27

С 1 мая 2018 года получателей жилищной субсидии, скорее всего, значительно поуменьшится. Госпомощь не получат семьи, имеющие во владении автомобиль не старше пяти лет, квартиру площадью более 120 м2 или дом свыше 200 м2

Безработным надо будет обязательно регистрироваться в центре занято-сти, а предприниматели-единщики, скорее всего, лишатся субсидии. Но и это ещё не всё.

Как известно, в мае 2018 года для расчета субсидий будут применять доходы граждан за второе полугодие 2017 года. А как мы по-мним, с октября прошлого года после перерасчета пенсионных выплат у пенсионеров подросли доходы. С учетом того, что в летней субсидии отсутствует дорогостоящая услуга – отопление, то вполне логично, что некоторые пенсионеры вообще лишатся госпомощи, а другие получат уменьшенную сумму субсидии.

Теперь вернемся к вопросу изменений в начислении госпомощи на коммуналку. 27 апреля Кабмин утвердил постановление № 329, которым существенно ужесточил требования к претендентам на субсидию. Как утверждают эксперты, законодатель хочет максимально сократить армию получателей госпомощи. Ведь, к примеру, по состоянию на апрель государство задолжало по компенсациям льгот и субсидий на коммуналку рекордную сумму – порядка 30 миллиардов гривен. Эта цифра не официальная, а подсчитана экспертами.

Есть ещё одна показательная цифра по поводу того, как сложно приходится украинцам. Задолженность населения Украины за жилищно-коммунальные услуги в этом году выросла до рекордных 42,7 миллиарда гривен. В 2017 году было 32,3 миллиарда гривен, в 2015-м – почти в пять раз меньше, чем сейчас, – 8,8 миллиарда, сообщил директор аналитического центра «Институт города» Александр Сергиенко, пишет censor.net.ua. И львиная доля этой задолженности населения в 2018 году – более 30 миллиардов – за газ, горячую воду и энергоносители.

Однако, несмотря на такую ситуацию, власти пытаются сократить госпомощь, принимая новые правила назначения субсидии. По оценкам главы Украинского аналитического центра Александра Охрименко, такая майская «ревизия» позволит отсечь не менее 20%, или до  1,5 миллиона семей. Это даст возможность сократить государственные расходы на субсидии сразу на 15 миллиардов гривен.

Итак, разберемся в новшествах расчета субсидий. Помогла нам в этом начальник управления соцзащиты населения Суворовского района Алла Безкоровайная.

ИЗМЕНЕНИЕ № 1. В Постановлении № 329 указано, что с 1 мая 2018 года некоторым категориям украинцев перерасчет помощи в автоматическом режиме прекращается – до ее переоформления. Новые заявления и декларации, в частности, должны будут подавать: лица, члены семьи которых не зарегистрированы по адресу домохозяйства; внутренне перемещенные лица; те, кто снимает жилье (на основании договора аренды), а также граждане, в чьем жилье есть прописанные, но фактически в нём не проживающие; семьи, у которых в квартире (доме) прописаны граждане трудоспособного возраста с нулевым доходом.

№ 2. На субсидии не смогут претендовать некоторые категории граждан.

Во-первых, если площадь квартиры превышает 120 квадратных метров, а дома – 200 «квадратов» (кроме детских домов семейного типа и приемных семей, а также семей, в которых не менее года проживают трое и более детей, с  учетом тех, над которыми установлены опека или попечительство). Тем не менее эта норма не отсекает семьи, которые имеют, например, по две квартиры и оформляют субсидию на одну из них. В законе не сказано, что площадь недвижимости суммируется.

Кстати, в Постановлении сказано, что теперь получателям субсидии необходимо вносить в декларацию данные о доходах, полученных от сдачи жилья в аренду. Но специали-с­ты органов соцзащиты сомневаются, что те граждане, которые сдают своё жилье неофициально, начнут раскрывать карты. Нередко на такое жильё украинцы ещё и оформляют субсидии.

Во-вторых, субсидия не положена, если у члена домохозяйства имеется транспортное средство (ТС) не старше 5 лет (кроме мопеда). При этом не учитывают ТС, полученные безвозмездно или приобретенные на льготных условиях через структурные подразделения органов соцзащиты населения, в том числе за счет денежной помощи на приобретение авто. Наличие (отсутствие) в собственности или владении указанных лиц авто нужно отметить в декларации о доходах и расходах. Если транспортное средство приобретено при получении жилищной субсидии, этот гражданин в течение 30 календарных дней обязан сообщить об этом в структурное подразделение органов соцзащиты независимо от размера стоимости авто.

Что интересно, в постановлении обратили внимание лишь на владельцев «молодых» авто, а не их стоимость. А если у кого-то во владении коллекционное «Порше» «в возрасте» и потому стоимостью в сотни тысяч долларов?

В-третьих, безработным украинцам трудоспособного возраста (начиная с 18 лет), которые не платят единый социальный взнос или их среднемесячный совокупный доход ниже минимальной зарплаты (сейчас 3723 гривни) для сохранения субсидий нужно стать на учет в центр занятости. Иначе субсидии не будет. Органы соцзащиты теперь будут считать, что человек трудоспособного возраста, который декларирует нулевой доход и не состоит на учете в центре занятости, получает ежемесячный доход в размере трех прожиточных минимумов (это в целом 5286 гривен). Два размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц будут применять в случае назначения субсидии на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива. Исключение сделают лишь для студентов стационара. А также для тех лиц, которые получали хотя бы один из следующих видов дохода: пенсию; стипендию; пособие при рождении (усыновлении) ребенка; помощь лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью; помощь по уходу за лицами с инвалидностью I и II группы вследствие психрасстройства; помощь лицам, которые не имеют права на пенсию, и лицам с инвалидностью; временную соцпомощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсию; пособие по безработице.

Как видно, законодатель целится в тех, кто работает в тени или за границей. Учитывая, что сумма прожиточного минимума будет расти (с 1 декабря увеличится с 1762 до 1921 гривни), шансы получить субсидию снижаются.

Также сохраняются ещё две нормы: госпомощь не получит или потеряет тот, в чьей семье кто-то из членов в течение последнего года купил земельный участок, квартиру, дом, авто, стройматериалы, другие товары длительного пользования или же оплатил услуги на сумму более 50 тысяч гривен. Субсидию на следующий срок не назначают, если органы соцзащиты получили информацию о просроченной более двух месяцев задолженности по оплате услуг, общая сумма которой превышает 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (это 340 гривен).

№ 3. В новых правилах назначения субсидии также указано, что окончательное решение о выделении семье субсидии будет принято решением комиссии на основании акта обследования материально-бытовых условий (составляет государственный социальный инспектор).

№ 4. Есть инновации и для бизнесменов, которые претендуют на субсидию. Для физлиц – предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения, независимо от полученных (неполученных) доходов в совокупный доход за каждый месяц учитывают в размерах минимальной заработной платы. Ранее применяли прожиточный минимум для трудо-способных лиц. А он на сегодня более чем в два раза ниже минималки (1762 гривни против 3723 гривен).

Так, для «единщиков» первой группы в расчет субсидии теперь применяют одну минимальную зарплату; для второй группы – две минимальные зарплаты; три минималки – для плательщиков единого налога третьей группы. При этом органы соцзащиты будут ежемесячно контролировать выплату единого социального взноса. Если гражданин не оплатит единый социальный взнос или оплатил в размере меньше минимального за любой месяц на протяжении срока действия субсидии, решением комиссии субсидию отменяют с возвратом в госбюджет выплаченной суммы.

№ 5. Кроме того, законодатель с 1 мая 2018 года уменьшил социальные нормы для расчета субсидии на газовое и электроотопление. Соцнорму для газового отопления снизили с 5 до 4,5 м3 на 1 м2 площади. Для электроотопления норму уменьшили с 51 до 30 кВт/ч на 1 м2. Если субсидию будут назначать на сверхурочную площадь жилья, то норму могут увеличить на 30%.

Стоит обратить внимание, что органы соцзащиты населения только получили методические рекомендации по применению изменений в назначении субсидий. После изучения материала они приступят к работе. И смогут более детально консультировать граждан при необходимости.