Вас могут ограбить с помощью... вашей «мобилки»

Автор: Ольга АНДРЕЕВА07 Апр. 2019 16:00
Вас могут ограбить с помощью... вашей «мобилки»

О мошенничестве разных видов, аферах, проворачиваемых с помощью Интернета и телефонной мобильной связи, в криминальных сводках упоминается все чаще, жертвами «продвинутых» злоумышленников становятся всё больше украинцев. Мошенники постоянно ищут новые пути незаконного обогащения, пользуясь новыми разработками электронной и мобильно-телефонной сфер человеческой деятельности. Примером тому – история херсонки Юлии, произошедшая пару дней назад.

«Я уже несколько лет продаю вещи подрастающего сына через популярный сайт, – рассказала газете “Гривна” Юлия, – так что все правила знаю, лишней информации никому не даю, всё до сих пор было в порядке. Недавно некий Евгений из Полтавы (по его словам) сообщил, что хочет купить ботиночки, которые я выставила на продажу. Я продиктовала ему номер своей банковской карты “Приватбанка”, через которую проходили все подобные операции. Кстати, пару месяцев назад я ее обновляла и еще раз уточнила, что можно диктовать номер карты другим людям для перечисления денег.

В четверг утром, согласно договоренности, я отправила посылку, а около 11:00 вдруг выяснилось, что мой телефон не принимает входящие звонки. Люди, звонившие мне, отмечали, что вызов идет, но на мой телефон их звонки не поступали, да и сама я звонить не могла. Решив, что проблема в старой сим-карте, я пошла в офис мобильного оператора и заменила ее на новую. Пару дней всё вроде было в порядке, а в субботу повторилась история с “заглючившим” телефоном – до меня снова стало нельзя дозвониться. К тому же вспомнила, что накануне я не смогла дозвониться Евгению насчет посылки – с почты ее не забирали, а на мои звонки он не отвечал».

Связав эти два обстоятельства, Юлия решила проверить состояние своей банковской карты. Ведь при оформлении карточки в банке обязательно требовали номер мобильного телефона, и чтобы получить доступ к своим деньгам в интернет-системе, нужно обязательно ввести этот «привязанный» номер – только после этого на экране появится окно с карточкой (или карточками, если у вас их несколько). Тогда вы можете производить разные операции: пополнение счета, перечисление средств, изменение пароля и так далее. Если же пытаться войти в электронный банкинг с другого номера телефона, карточки вам вообще не покажут. Вот и теперь, когда Юлия ввела номер своего мобильного, на экране высветилась карточка. Только вот PIN-код, введенный херсонкой, система не приняла, сообщив об ошибке, то же повторилось еще два раза. Юлия позвонила на горячую линию банка, связалась с оператором и услышала ошеломляющее заявление: с вашего номера телефона вошли в систему, изменили PIN-код карточки и пароль доступа. Причем это было сделано в так называемом голосовом меню – не связываясь с оператором, а просто выбирая нужную кнопку из предложенных роботом-автоматом.

А после этого с карточки херсонки не только сняли имевшиеся там 900 гривен, но и открыли кредитную линию – опять-таки просто нажав клавиши телефона, взяли кредит на 1000 гривен и обе суммы перекинули на другой счет. Возмущенной Юлии ответили: мы не виноваты, звонок был с вашего телефона, значит, звонили вы или ваши родные!

Читайте также: Неудачная покупка в Интернете. На чьей стороне закон?

Как же получилось, что телефон Юлии внезапно сменил владельца? Это, как оказалось по информации полиции, новый вид кражи, жертвой которого недавно стал еще один херсонец. Он, правда, никому не давал реквизиты своей карты, зато вспомнил, что в последние дни ему несколько раз звонили на мобильный с незнакомых номеров. После начала разговора люди извинялись – мол, ошиблись номером. На третий день сим-карта оказалась заблокированной, а потом гражданин обнаружил, что с банковского счета исчезла 31 тысяча гривен.

Схема преступления такова: злоумышленник звонит на мобильный номер жертвы и говорит, что ошибся, или делает вызов и сразу его сбрасывает. Когда жертва перезванивает, ей отвечают, что это был ложный звонок. Так происходит несколько раз. Таким образом злоумышленнику становятся известны последние три абонента, с которыми общалась жертва. Этих данных достаточно: злоумышленник звонит мобильному оператору и говорит, например, что потерял телефон, а потому нужно, мол, заблокировать сим-карту. И уже завтра, всего лишь назвав эти последние номера абонентов, он может попросить восстановить ее как владелец номера – причем на чип того телефонного аппарата, с которого сейчас звонит. Вот в таком случае телефон настоящего владельца, ставшего жертвой мошенника, начинает «глючить», а злоумышленник получает доступ к интернет-банкингу жертвы и пользуется ее деньгами.

В случае Юлии, подозревает пострадавшая, этим злоумышленником стал неудавшийся покупатель ботинок: после нескольких разговоров с херсонкой он, зная последние номера «перезвонов», заблокировал сим-карту, отчего телефон Юлии перестал принимать звонки, а потом восстановил ее и снял деньги с карты.

Херсонка сразу бросилась звонить в другой банк, где к этому же номеру была привязана ее зарплатная карточка, на которой хранились суммы значительно большие.

И узнала, что с телефона было три неудачных попытки сменить PIN-код карточки – благо там действовала другая электронная система и эти попытки не приняла. От греха подальше херсонка карточки заблокировала, а потом стала выяснять, что же ей делать. Во-первых, посоветовали в банке, нужно сделать новую карточку, с другим номером. Во-вторых, Юлия снова обратилась к мобильному оператору: номер телефона оставила прежний, но приобрела новую сим-карту – но не с пакетом, а заказала по личным данным, по паспорту, чтобы никто другой не смог производить с картой какие-то действия без того, чтобы снова не писать заявление в отделении оператора, не предоставляя паспорт. Кроме того, Юлия отменила услугу восстановления сим-карты – ту самую, «благодаря» которой злоумышленники, назвав номера, с которых общались с херсонкой, смогли заблокировать ее телефон и «переписать» на себя. В принципе, эта услуга довольно популярна – если вы потеряли свою сим-карточку или вам нужен ее дубликат для планшета, например. Но большинство граждан не только не пользуются этой услугой восстановления, но наверняка даже не знают о ней.

Читайте также: Липовая владелица квартиры хорошо заработала на четверых херсонцах

Сотрудники газеты «Гривна» провели своеобразный эксперимент: до одного мобильного оператора по этой услуге дозвониться на горячую линию оказалось невозможно, другой сотруднице сказали, что нужно прийти в офис компании и написать заявление-отказ. А третьей коллеге, которая пользуется услугами другого оператора, оказалось достаточно в автоматическом режиме в настройках телефона поставить «флажок» и тем самым отказаться от дубликата «симки».

История Юлии еще далеко не закончена. «Что украли 900 гривен, обидно, – говорит девушка, – но еще обиднее то, что в банке мне прямо заявили: кредит фактически брали вы, вам его и отдавать». Чтобы этого избежать, нужно как минимум постановление суда. В полицию херсонка, конечно, обратилась, но… «Я написала дома подробное объяснение, – рассказывает Юлия, – но в полиции мне сказали, что нужно подавать заявление на специальном бланке и только основное. Подробности, мол, расскажете следователю, который свяжется с вами в течение суток. Но на третьи сутки я сама начала разыскивать этого следователя. Это оказалась молодая девушка, вероятно, новичок, потому что дежурные долго не могли вообще понять, кто это. В конце концов мы встретились, и на мои вопросы она прямо сказала, что работать начнут после выборов – сейчас, мол, все заняты. С начала недели собираются послать запрос в головной офис банка, что-то разузнавать по карточке. Мне, честно говоря, казалось, что следователь не очень-то понимает, что нужно делать – я ей сама подсказала, что надо трафики звонков с мобильного отследить. Ведь если я звонила со своего телефона в 10 утра в Херсоне, а в 11 часов уже были звонки из Полтавы (или мало ли откуда) – то ясно, что это совсем другой человек и другой телефон…»

Конечно, давать какие-либо советы в данной ситуации невозможно. Это вам не «не ходите по вечерам по темным улицам», тут не скажешь: не пользуйтесь мобильными! Да, раньше считалось, что в зоне риска находятся люди, которые часто совершают покупки-продажи через Интернет. Но, как видите, фантазия и возможности электронных мошенников расширяются. Возможно, кто-то извлечет для себя урок по поводу разных систем интернет-банкинга или услуг мобильного оператора, перестанет хранить все «яйца»-карточки в одной «корзине»-телефоне. Остается пожелать: будьте внимательны по поводу случайного общения…

 

Тэги:

В Херсоне пылает мясной магазин (Обновлено)

Зловживання владою: високопосадовець Олешківської РДА й підприємець можуть відправитися за ґрати на 5 років

Херсонка Єлизавета Мерешко здобула золото на Чемпіонаті світу

Советника главы Херсонской ОГА проверит СБУ